Профилактика

П Р О Г Р А М М А

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 «Будущее для всех»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Новое Демкино

на 2015-2020 гг.

Пояснительная записка.

Актуальность программы

Высокая динамика проведения социально-экономи­ческих реформ в России вызвала значительные изме­нения в социальной структуре и духовной жизни обще­ства. Они привели к тому, что часть населения не смог­ла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в ра­зумность и справедливость окружающего мира - все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной эконо­мики, что в свою очередь отражается на их детях. Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонаруше­ний среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, об­щественности. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; воз­никает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порожда­ют группы безнадзорных правонарушителей.

Предупреждение отклонений в развитии личности и по­ведении обучающихся требует их социальной иммуни­зации, то есть обучения навыкам поведения, умению делать правильный выбор.

Условия, при выполнении которых эффективна работа по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников

Изменение условий семейного воспитания

Успешность обучающихся в учебной деятельности

Обеспечение их психологической защищенности

Развитие эмоционально-позитивной системы отношений со сверстниками, родителями, учителями

Овладение педагогами и родителями знаниями о психологических особен­ностях несовершеннолетних, склонных к правонарушениям

Создание благоприятных условий для развития и самореализации школьников

Цель программы - воспитание у школьников устой­чивых положительных нравственных качеств.

Задачи программы:

  • выявление проблемного поля ребенка и его се­мьи на ранних стадиях возникновения асоциально­го поведения;
  • создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества взрослых;
  • повышение уровня воспитательно-профилакти­ческой работы с учащимися;
  • развитие творческих способностей и социальной активности школьников.

Принципы профилактической работы:

  • комплексность;
  • дифференцированность;
  • многоаспектность;
  • последовательность;
  • ценностный  подход, предпо­лагающий формирование у школьников представ­лений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

Ресурсное обеспечение программы

 Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

  • директор школы, ответственный за учеб­но-воспитательную работу, орга­низатор детского творчества, классные руково­дители,  учителя-предметники, библиоте­карь, педагоги дополнительного образования;
  • представители правоохранительных органов;
  • представители советов общественности при МБОУ СОШ с. Новое Демкино.

 Механизм реализации программы

  • Управление и контроль хода реализации програм­мы осуществляются Советом школы.
  • Основные направления и положения программы ежегодно уточняются.
  • Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сро­ков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Стабилизация и, в дальнейшем, снижение количества школьников, стоящих на внутришкольном учете и недопущение правонарушений среди подростков;
  • Увеличение числа школьников, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1

2

3

4

1. Подготовительные мероприятия

1.

Анализ состояния профилактической работы

Ответственный за УВР

Май

2.

Подготовка нормативно-правовой базы школы по орга­низации профилактической работы

Ответственный за УВР

В течение  года

3.

Диагностические мероприятия по выявлению проблем­ных детей и неблагополучных семей

Ответственный за УВР, классные руководители, инспектор по защите прав детства

Ежегодно

4.

Разработка мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Ответственный за УВР,  инспектор по защите прав детства

Ежегодно

5.

Изучение проблем дошкольников и их семей

Ответственный за УВР, воспитатель ГКП, инспектор по защите прав детства

Ежегодно

2. Информационно-методическое обеспечение профилактики

(работа с педагогическим коллективом)

1.

Составление социального паспорта класса и школы

Ответственный за УВР, классные руководители, инспектор по защите прав детства

Ежегодно

2.

Уточнение банка данных школьников группы риска, неблагополучных семей

Ответственный за УВР, классные руководители, инспектор по защите прав детства

Ежегодно

3.

Проведение семинаров на темы:

а) «Индивидуальные особенности учащихся с откло­нениями в поведении»;

б) «Возрастные особенности учащихся группы риска»;

в) «Адаптационный период в жизни первоклассников и пятиклассников»;

г) «Конфликты и пути их разрешения»;

д) «Пути решения проблем трудных подростков»;

е) «Организация профилактической работы со школьниками, имеющими вредные привычки»;

ж) «Использование возможностей школы и учреждений дополнительного образования детей в формировании установок учащихся на ведение здорового об­раза жизни»

и)  Лекция «Неблагополучная семья. Формы работы»

Ответственный за УВР, инспектор по защите прав детства

В течение года

4

Закрепление шефов-наставников за обучающимися «группы риска», состоящими на внутришкольном уче­те (ВШУ) и на учете в отделе по делам несовершенно­летних (ОДН)

Ответственный за УВР, инспектор по защите прав детства

По мере необходи­мости

5

Обновление стендовой информации                                                        

Ответственный за УВР

Ежегодно

6

Консультации классных руководителей по проблеме «Система работы с «трудными» школьниками»         

Ответственный за УВР

Постоянно

3. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

1.

Информирование школьников об уголовной и админист­ративной ответственности за общественно опасные деяния

Специалисты правоохранительных органов, классные руководители, инспектор по защите прав детства

Ежегодно

2.

Привлечение обучающихся к укреплению правопоряд­ка в школе

Ответственный за УВР, классные руководители,

Постоянно

3.

Вовлечение обучающихся в творческие объединения дополнительного образования детей 

Ответственный за УВР, Классные руководители, педагоги ДО

Постоянно

4.

Контроль посещения учебных занятий 

Классные руководители

Ежедневно

5.

Организация работы волонтерского движения «Твори добро»

Ответственный за волонтерское движение

В течение года

6.

Повышение правовой грамотности обучающихся путем проведения:

  • недель профилактики;
  • правовых месячников;
  • индивидуальной работы

Специалисты правоохранитель­ных органов,  классные руководители

По отдельному плану

7

Участие обучающихся в акциях:

  • «Забота»;
  • «Здоровье»;
  • «Подросток»

Ответственный за УВР, классные руководители, инспектор по защите прав детства

В течение года

8.

Апробирование и внедрение Программы индивидуаль­но-профилактической работы с обучающимися, стоящи­ми на ВШУ и учете в ОДН  

Ответственный за УВР, классные руководители, инспектор по защите прав детства

В течение года

9.

Проведение спортивных мероприятий под девизом «За здоровый образ жизни»

Учителя физкультуры, классные руководители

Ежегодно

10

Организация отдыха школьников в каникулярное время

Администрация школы, клас­сные руководители, педагоги ДО, ответственный за УВР

Ежегодно

11

Контроль мест нахождения обучающихся в вечернее время

Ответственный за УВР, классные руководители, инспектор по защите прав детства , советы общественности, родители

Еженедельно по выходным (пятница, суббота, воскресенье)

12

Классные часы

 1. «Молодежные группировки России»

2. «Из истории международных молодежных течений»

3. «Легко ли быть молодым»

4. Экстремистские организации : цели, задачи, тактика.

5. Законодательство России против экстремизма.

Все субъекты профилактической деятельности

 

 

 

 

 По планам классных руководителей

 На родительских собраниях.

 По планам учителей-предметников

19.

Противодействие терроризму

 Классные часы, беседы.

1. Терроризм как международное явление. История вопроса.

2.  Причины появления и распространения терроризма.

3. Примеры поведения в ситуациях столкновений с терроризмом.

Все субъекты профилактической деятельности

По планам классных руководителей.

4. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи

1.

Составление банка данных о семьях вновь поступив­ших обучающихся

Классные руководители, ответственный за УВР

Ежегодно

2.

Оформление опеки над детьми, проживающими без ро­дителей

Администрация школы

По мере необходимости

3.

Работа родительского лектория по правовым, валеологическим и психологическим проблемам

Классные руководители

Один раз в полугодии

4.

Выявление малообеспеченных, многодетных, неполных семей. Организация защиты интересов и прав данной категории семей

Администрация, классные руководители, ответственный за УВР

Ежегодно

5.

Привлечение к работе с «трудными» обучающимися членов Совета отцов и Совета бабушек

Ответственный за УВР

По мере необходи­мости

6

Работа с опекаемыми семьями

Ответственный за УВР, инспектор по защите прав детства

Постоянно

12.

Работа с неблагополучными семьями

Классные руководители, инспектор по защите прав детства, ответственный за УВР

Постоянно

5. Совместная работа субъектов профилактики

1.

Составление и выполнение совместных планов работы с правоохранительными органами

Специалисты ОДН, УВД, социальные педагоги

Ежегодно

2.

Совместная работа школы и органов правопорядка по:

  • выявлению мотивов правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
  • формированию навыков законопослушного поведе­ния

Специалисты органов профи­лактики

Ежегодно

3.

Родительские собрания с привлечением специалистов правоохранительных органов

Специалисты органов профилактики

Ежегодно

4.

Неделя профилактики

Специалисты органов профи­лактики         

Согласно
плану

5

Проведение операций:

  • «Подросток»
  • «Всеобуч»
  • «Семья»

Специалисты органов профи­лактики

 

Ежегодно

6. Вовлечение общественности в работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних

1.

Организация общественного формирования по охране правопорядка

 

Администрация школы,

Сентябрь

 

2.

Совместные рейды педагогов и родительской общественности в неблагополучные семьи

 

Администрация, специалисты ОДН, инспектор по защите прав детства

Согласно графику

 

7. Контроль

1

Сравнительный анализ правонарушений и преступле­ний обучающихся

Ответственный за УВР

По мере необходимости

3.

Мониторинг реализации индивидуальных программ со­провождения школьников

 

Ответственный за УВР, классные руководители, инспектор по защите прав детства

Ежегодно

 

 

8. Изучение школьной документации

1.

Сбор и анализ школьной документации по профилактике правонарушений и безнадзорности

Ответственный за УВР, Классные руководители,  инспектор по защите прав детства

Сентябрь -октябрь

2.

Подготовка социальных паспортов классов

3.

Анализ характеристик семей школьников

4.

Изучение особенностей семейного воспитания школьников группы риска

5.

Анализ информации о первоклассниках и их родителях

9.  Работа с классными руководителями

1.

Тренинг «Семья - защитный  фактор в жизни ребенка»

Ответственный за УВР

Октябрь

2.

Тренинг «Типы семей, воспитательные ошибки»

Ответственный за УВР

Сентябрь

3.

Лекция «Социальный портрет современного беспризорни­ка»

Библиотекарь

Ноябрь

4.

Консультация «Постановка обучающихся на ВШУ и снятие с учета»

Ответственный за УВР, классные руководители

Один раз в четверть

5.

Тренинг «Проступок, правонарушение, преступление»

Ответственный за УВР

Декабрь

 

6.

Индивидуальное консультирование по теме «Причины асо­циального поведения школьников»

 

Ответственный за УВР

Январь

7.

Круглый стол «Индивидуальные особенности учащихся с отклонением психического развития»

Директор школы

По мере необходи­мости

8

Лекция «Подростковая конфликтность»

Ответственный за УВР

Февраль

9

Консультация «Неблагополучная семья. Формы работы с ней»

Ответственный за УВР

Март

10

Консультации «ФЗ № 120 Об основах системы профилак­тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них», «ФЗ Об организации работы по предупреждению табакокурения»

Директор школы

Апрель

11

Индивидуальное консультирование по вопросам работы с учащимися группы риска, состоящими на ВШУ и учете в ОДН

Ответственный за УВР

Постоянно

 

12

Консультирование «Лишение родительских прав, оформ­ление опеки»

Директор школы

По мере необходимости

13

Уточнение банка данных учащихся и их семей

Классные руководители

1 раз в четверть

14

Обновление стендовой информации по вопросам профилактики преступлений, правонарушений и безнадзорности

Ответственный за УВР

Сентябрь   

17.

Обмен опытом работы с «трудными» школьниками

 

Классные руководители, инспектор по защите прав детства

Май

18.

Привлечение учащихся к занятиям в творческих объединениях дополнительного образования

Педагоги ОДО

В течение года

10. Информационная работа

1.

Информационные листы:

а) «Напутствие педагогу, идущему к детям»;

б) «Правила семейного общения»;

в) «Заповеди для родителей»;

г) «О правах личности» и др.

Ответственный за УВР, Классные руководители, инспектор по защите прав детства

В течение года

2.

Конкурсы плакатов, рисунков:

а) «Жизнь полна радостей и удовольствий»;

б) «Дым вокруг от сигарет - мне  в том дыме места нет»;

в) «Мода и здоровье»

Ответственный за УВР, Классные руководители, инспектор по защите прав детства

В течение года

11. Работа с родителями

1.

Общешкольные родительские собрания

Коллектив школы

Согласно годовому плану

2.

Индивидуальное консультирование родителей, имеющих детей с отклонениями поведения

Ответственный за УВР

По мере

необходимости

3.

Индивидуальное консультирование родителей-опекунов «Особенности воспитания в опекаемых и приемных семьях»

Ответственный за УВР

Сентябрь  -

май

4.

Классные собрания:

  • «Типы воспитательных ошибок»;
  • «Роль семьи в жизни родителей и ребенка»;
  • «Воспитание милосердия»;
  • другие (по заявкам классных руководителей)

Классные руководители

В течение года

5

Выпуск буклетов:

  • «Семья в жизни ребенка»;
  • «Проблемный ребенок - кто он?»;
  • «Легче предупредить, чем исправить»

Ответственный за УВР

 

Сентябрь

Октябрь

Апрель

12. Работа с учащимися

1.

Проведение тематических классных часов

а) «Сохранность сотовых телефонов»;

б) «Выполняем устав школы (права, обязанности,
ответственность учащихся)»;

в) «От пьянства до преступления - один шаг»;

г) «Проступок, правонарушение, преступление»;

д) «Опасные игры»;

е) «Профилактика употребления ПАВ»;

ж) «Механизм действия Федерального закона "О запрете ку­рения"»;

з) «Калейдоскоп развлекательных мероприятий»

Специалисты правоохрани­тельных органов, руководи­тель волонтеров, классные руководители, ответственный за УВР

По отдель­ному плану

2.

Адаптационные мероприятия с учащимися 5  класса

Классный руководитель

Сентябрь

3.

Закрепление за «трудными» учащимися педагогов-наставников

Ответственный за УВР

Сентябрь

4.

Мониторинг посещения занятий учащимися

Классные руководители

Ежедневно

5.

Работа группы волонтерского движения «Твори добро»

Руководитель волонтеров

В течение года

6.

Апробация и внедрение карты индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на ВШУ и на учете в ОДН

Специалисты органов профилактики

В течение       года

7.

Участие школьников в спортивных мероприятиях «За здоровый образ жизни»

Учитель физкультуры, руководитель секции, клас­сные руководители

Согласно плану

8.

Посещение обучающихся по месту жительства

Инспектор по защите прав детства

По мере необходимости

9.

Организация отдыха школьников в каникулярное время

Администрация школы, классные руководители,

В течение года

10.

Разработка памяток «Об уголовной и административной ответственности учащихся, совершивших правонарушение и преступление»

Ответственный за УВР

Сентябрь - декабрь

13. Совместная деятельность субъектов профилактики

1.

Совместная работа школы и органов правопорядка по вы­явлению мотивов правонарушений, совершаемых школь­никами

Специалисты ОДН, УВД, ответственный за УВР, инспектор по защите прав детства

В течение года,

2.

Родительские собрания, конференции с привлечением специалистов правоохранительных органов

Администрация школы

 

Согласно планам

3.

Совместные рейды педагогов, родителей и правоохрани­тельных органов в неблагополучные семьи

Специалисты органов про­филактики,  родительские комитеты, классные руководители, члены Советов общественности

В течение года

4.

Индивидуальная работа с обучающимися

Специалисты органов про­филактики, Зам директора по соц. защите, психолог

По мере необходи­мости

5.

Совместное проведение профилактических акций и опера­ций

Специалисты органов профи­лактики, Зам директора по соц. защите, психолог  роди­тельские комитеты, классные руководители

Согласно

планам

14.  Работа с опекаемыми детьми

Содержание работы

Исполнитель

Сроки

1

2

3

4

1.

Изучение положения в семьях детей, находящихся под опекой

Классные руководители, инспектор по защите прав детства

Сентябрь

2.

Посещение семей на дому                                                                                                                           

Классные руководители, инспектор по защите прав детства

В течение года

3.

Отчет о летнем отдыхе                                                        

Классные руководители,

Сентябрь

4.

Регулярное информирование педагогического коллектива на совещаниях, заседаниях педсовета о состоянии работы с опекаемыми детьми

Ответственный за УВР

В течение года